ПРОГРАММА
19 ноября
чт.
20 ноября
пт.
17:00 — 18:30
19:00 — 20:30
16:50 — 18:00
20:00 — 21:30
Обсуждение голосового сообщения Пабло Хельгеры: О публике, символических
и реальных практиках
Обсуждение голосового сообщения Норы Штернфелд: Музей принадлежит всем. Диалог о пара-институциональных практиках, альтернативных архивах и радикальном образовании
Обсуждение голосового сообщения Франсуаз Вержес: Деколониальный феминизм как рабочая методология.
Обсуждение голосового сообщения Лоранс Рассел: Кто, зачем, ради чего и при каких условиях: задавать вопросы институциям с феминистских позиций
ДИСКУССИИ
ВОРКШОПЫ
16 ноября,
18:30 — 20:00 (МСК)
Парадоксы партиципаторного искусства
Сюзана Милевска
16 ноября — 18 ноября
Товарищ, Товарищеская любовь
или как изменить институцию изнутри
Дора Гарсия
кураторский форум
RU
/
25 ноября, 19:00
Дискуссия: Я устал(а). Я ухожу.
Почему нам сложно работать в культурных институциях?
Участники: Александр Иванов, Мария Мкртычева, Мария Сарычева, Надежда Чернякевич
ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЦСИ в Санкт-Петербурге при поддержке «Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга» в рамках 2-го Кураторского форума © Санкт-Петербург 2020
Парадоксы партиципаторного искусства
В партиципаторном искусстве как таковом нет ничего плохого. Другое дело, — какие социально-политические условия и институциональные структуры требуют, позволяют и/или препятствуют этому искусству выполнять даваемые им обещания социальных и культурных изменений. «Парадоксы партиципаторного искусства» задуманы как вовлеченный критический разговор, результатом которого станет совместно составленный междисциплинарный опросник.

Проблемы, которые будут обсуждаться на воркшопе связаны с различными процессуальными иерархиями между художниками, участниками и институциями, напрямую связанными с социально-политическими и экономическими системами и структурами, которые в свою очередь обусловливают условия труда, средства производства и производственные отношения. Вопрос, можно ли значительно изменить общество с помощью искусства, которое производится художественными институтами и структурами, созданными тем же самым обществом, все еще остается неразрешенной проблемой. Это и будет одним из ключевых парадоксов, с которым мы попробуем разобраться на воркшопе.

Сюзана Милевска
Опросник партиципаторного искусства соберет наиболее актуальные вопросы о целях, возможностях и неудачах партиципаторного искусства. Опросник концептуализируется нами не просто как архив вопросов. Скорее, он функционирует как инструмент коллективного исследования, который предлагает участникам сформулировать свои собственные вопросы и совместно работать над структурой и содержанием этого архива. В конечном итоге, воркшоп позволит участникам разработать новые совместные художественные, кураторские и образовательные исследовательские методологии.
Результат воркшопа
Товарищ, Товарищеская любовь
или как изменить институцию изнутри
Воркшоп состоит из трех онлайн встреч в зуме. 16-го ноября мы начнем с небольшого введения в современную концепцию «товарища», представленную политическим теоретиком Джоди Дином, обсуждения недавно ре-актуализированной идеи «товарищеской любви» Александры Коллонтай и того как эти две теории потенциально способствуют созданию сообщества, которое могло бы трансформировать идею образовательной и музейной институции. Во второй день — 17-го ноября — участники знакомят коллег со своей практикой. Мы обсудим, каким образом институциям приходится приспосабливаться к новым современным реалиям, часто не ведущим ни к изменениям, ни к структурным преобразованиям. Как бы мы могли представить себе институцию будущего? Какие анахронизмы обнаруживаются в современных институциях и как их можно преодолеть? Другие важные вопросы второго дня: устарела ли традиционная роль музея? Может ли образование спасти музей? Что мы подразумеваем под образованием в музее? Для примера поговорим о недавней отмене выставки Филиппа Гастона: www.nytimes.com/2020/09/25... exhibition-delayed-criticism.html?auth=login-facebook Или об отказе Центром современного искусства Витте де Вит в Роттердаме от своего названия: www.artforum.com/news/former-witte-de-with-announces-name- change-to-kunstinstituut-melly-84 168 В третий день — 18-го ноября — мы, основываясь на сделанных накануне заметках, вместе придумаем то, какой должна быть институция нового типа и, что очень важно, обсудим как она могла бы назваться. Являются рассмотренные нами в первый день, концепции «товарища» и «товарищеской любви» хорошим путем к этому новому институционализму?
Дора Гарсия
Библиография
Дискуссия: Я устал(а). Я ухожу.
Почему нам сложно работать в культурных институциях?
В участию в дискуссии приглашены работники и работницы культуры, работающие (сейчас или в прошлом) в больших и маленьких российских институциях, посвящая свое рабочее время теориям и практикам образования. В ходе дискуссии будут обсуждаться институционализация и инструментализация образовательных практик, проектная логика институций, профессиональное (не)доверие и связанная с ним «теневая» деятельность педагогов.
Участники: Александр Иванов, Мария Мкртычева, Мария Сарычева, Надежда Чернякевич