Дорогой друг по переписке,
Привет тебе из Северной Македонии. Я печатаю эти строки на ноутбуке из своего «бункера» — небольшой квартиры в Скопье, на улице Франклина Рузвельта. Для написания этого «письма» ручка не пригодилась. Хоть я и адресую его «другу по переписке». Или, скажем так, «неизвестному другу», «непознато другарче», если по-македонски (на моем родном языке это что-то вроде эквивалента понятию «друг по переписке»). В моем социалистическом детстве в начальной школе нам часто задавали писать письма таким вот неизвестным друзьям. Поясню: в начале 70-х я получила образование в стране, которая в 1945—1992 была одной из шести республик, входивших в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Написанные от руки письма, которые мы рассылали неизвестным ученикам школ бывшей Югославии и ее многонациональных республик, были лишь одной из педагогических стратегий амбициозного проекта «братство и единство» — социалистического генерального плана СФРЮ по объединению народов разных национальностей, этносов и культур. Этот «генеральный план» ждал печальный конец: распад Югославии в 1990-х в результате националистических войн и других конфликтов, экономическая иерархия разных наций и республик, а также классовое неравенство и разочарование рабочего класса.
В отличие от той вымученной, навязанной переписки из моего прошлого, обязательной в рамках политизированных школьных заданий, на этот раз общение для меня — подарок. Возможность писать эти строки ощущается как своего рода компенсация за восьмимесячную изоляцию, из-за которой упущено столько путешествий, встреч и работы.
Когда меня только пригласили принять участие в этом форуме, я с нетерпением ждала моей первой в жизни поездки в Россию и в Санкт-Петербург. У меня было много причин для радостного волнения. Я очень давно мечтала своими глазами увидеть и по-настоящему узнать город, с историей которого уже была знакома, но в основном благодаря тому, что помнила из любимых литературных произведений («Медного всадника» А. С. Пушкина, «Петербурга» А. С. Белого, «Путеводителю по переименованному городу» И.С. Бродского). Я запланировала встретиться со старыми и новыми друзьями, принять участие в актуальных и захватывающих дискуссиях о партиципаторных монументах (participatory monuments), переименованных городах и странах и т. д.
Но все изменила пандемия. Организаторы форума сначала перенесли мероприятие, а в итоге изменили его формат. Одним из предложенных экспериментальных форматов и является это письмо. Из-за длительной изоляции меня не покидает ощущение, что я написала «послание в бутылке» с отдаленного необитаемого острова, хотя новости о выборах в США не дают мне спать по ночам и вызывают дежавю (в очередной раз наши политики предложили нам выступить в качестве беспристрастных наблюдателей их (не)предсказуемости).
Я уже тестировала педагогический потенциал концепции «друга по переписке» на практике. В 2014 году я применила аналогичную модель в своей преподавательской деятельности — это была своего рода партиципаторная переписка, которую я поручила своим студентам-искусствоведам, когда работала профессором по истории искусств Центральной и Юго-Восточной Европы в венской Академии изобразительных искусств. Я поделилась со своими тогдашними студентами электронными адресами студентов факультета изящных искусств в Скопье, где преподавала до этого. Окончательными результатами проекта стали презентации трехмесячных переписок студентов (в качестве промежуточных курсовых работ), которые прошли в Вене, а впоследствии некоторые «пары» даже создали совместные проекты.
Примечательно, что группа студентов-участников этой переписки внесла вклад в реализованный коллективом «Что делать?» проект «Лицом к лицу с памятником». Событие проходило в Вене на Шварценбергплац с 16 мая по 14 июня 2014 года. Я очень ждала новой встречи с Дмитрием, чтобы обсудить возможности и проблемы партиципаторного искусства, которые приводят к тому, что мы то бросаем эту практику, то возвращаемся к ней, как к одному из средств, обещающих разрушение иерархических моделей и ущемление прав в мире искусства. К сожалению, пандемия открыла нам глаза на то, что обещания, которые дают нам проекты участия не случаются не в вакууме, подчеркнув этот факт ярким росчерком. Изоляция, карантин и заключение в национальных границах как никогда акцентировали существующую взаимозависимость и взаимное влияние социально-политических иерархий на различные области искусства и культуры. Международное финансирование и другие виды поддержки практически не предлагаются на международном уровне. Встречи в Zoom — зачастую добровольные и неоплачиваемые — пришли на смену тщательно продуманным выставкам и оплачиваемому труду творческих работников и работников культуры. Поэтому я с нетерпением жду возможности принять участие в этом более сложном и, как я надеюсь, не одностороннем процессе общения.
И последнее, но от этого не менее важное: к сожалению, изменение формата форума стало для меня еще одной упущенной возможностью встретиться лично с Пабло Хельгера — одним из пионеров партиципаторного искусства. Я слежу за его работой с тех пор, как Джеймс Элкинс поделился своей книгой «Руководство по стилю современного искусства: Пабло Хельгера» с участниками Stone Summer Institute в Школе Художественного института в Чикаго (еще в 2007 году). Кстати, после завершения того международного дискурсивного проекта (2010 г.), включающем процесс, аналогичный этой переписке, Элкинс отредактировал и выпустил книгу «Искусство и глобализация». Он записывал наши дискуссии, а затем рассылал стенограммы другим коллегам, которые не присутствовали на семинарах, чтобы они могли оставить свои комментарии. Так что надеюсь, что по крайней мере благодаря этому проекту Пабло в конце концов станет моим новым другом по переписке.
Ваша,
Сюзана Милевска
Дискуссии симпозиума* проходят в формате обмена письмами между российскими и зарубежными исследователями, кураторами, педагогами и художниками. В личной переписке участники дискуссии размышляют на темы, предложенные кураторами симпозиума*, и говорят о том, что им кажется важным в настоящее сложное время.