18 ноября, 23:42
Кому: Дмитрий Виленский, Пабло Хельгера, Бернадетт Линч
Дорогой друг по переписке,

Привет тебе из Северной Македонии. Я печатаю эти строки на ноутбуке из своего «бункера» — небольшой квартиры в Скопье, на улице Франклина Рузвельта. Для написания этого «письма» ручка не пригодилась. Хоть я и адресую его «другу по переписке». Или, скажем так, «неизвестному другу», «непознато другарче», если по-македонски (на моем родном языке это что-то вроде эквивалента понятию «друг по переписке»). В моем социалистическом детстве в начальной школе нам часто задавали писать письма таким вот неизвестным друзьям. Поясню: в начале 70-х я получила образование в стране, которая в 1945—1992 была одной из шести республик, входивших в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Написанные от руки письма, которые мы рассылали неизвестным ученикам школ бывшей Югославии и ее многонациональных республик, были лишь одной из педагогических стратегий амбициозного проекта «братство и единство» — социалистического генерального плана СФРЮ по объединению народов разных национальностей, этносов и культур. Этот «генеральный план» ждал печальный конец: распад Югославии в 1990-х в результате националистических войн и других конфликтов, экономическая иерархия разных наций и республик, а также классовое неравенство и разочарование рабочего класса.

В отличие от той вымученной, навязанной переписки из моего прошлого, обязательной в рамках политизированных школьных заданий, на этот раз общение для меня — подарок. Возможность писать эти строки ощущается как своего рода компенсация за восьмимесячную изоляцию, из-за которой упущено столько путешествий, встреч и работы.

Когда меня только пригласили принять участие в этом форуме, я с нетерпением ждала моей первой в жизни поездки в Россию и в Санкт-Петербург. У меня было много причин для радостного волнения. Я очень давно мечтала своими глазами увидеть и по-настоящему узнать город, с историей которого уже была знакома, но в основном благодаря тому, что помнила из любимых литературных произведений («Медного всадника» А. С. Пушкина, «Петербурга» А. С. Белого, «Путеводителю по переименованному городу» И.С. Бродского). Я запланировала встретиться со старыми и новыми друзьями, принять участие в актуальных и захватывающих дискуссиях о партиципаторных монументах (participatory monuments), переименованных городах и странах и т. д.

Но все изменила пандемия. Организаторы форума сначала перенесли мероприятие, а в итоге изменили его формат. Одним из предложенных экспериментальных форматов и является это письмо. Из-за длительной изоляции меня не покидает ощущение, что я написала «послание в бутылке» с отдаленного необитаемого острова, хотя новости о выборах в США не дают мне спать по ночам и вызывают дежавю (в очередной раз наши политики предложили нам выступить в качестве беспристрастных наблюдателей их (не)предсказуемости).

Я уже тестировала педагогический потенциал концепции «друга по переписке» на практике. В 2014 году я применила аналогичную модель в своей преподавательской деятельности — это была своего рода партиципаторная переписка, которую я поручила своим студентам-искусствоведам, когда работала профессором по истории искусств Центральной и Юго-Восточной Европы в венской Академии изобразительных искусств. Я поделилась со своими тогдашними студентами электронными адресами студентов факультета изящных искусств в Скопье, где преподавала до этого. Окончательными результатами проекта стали презентации трехмесячных переписок студентов (в качестве промежуточных курсовых работ), которые прошли в Вене, а впоследствии некоторые «пары» даже создали совместные проекты.

Примечательно, что группа студентов-участников этой переписки внесла вклад в реализованный коллективом «Что делать?» проект «Лицом к лицу с памятником». Событие проходило в Вене на Шварценбергплац с 16 мая по 14 июня 2014 года. Я очень ждала новой встречи с Дмитрием, чтобы обсудить возможности и проблемы партиципаторного искусства, которые приводят к тому, что мы то бросаем эту практику, то возвращаемся к ней, как к одному из средств, обещающих разрушение иерархических моделей и ущемление прав в мире искусства. К сожалению, пандемия открыла нам глаза на то, что обещания, которые дают нам проекты участия не случаются не в вакууме, подчеркнув этот факт ярким росчерком. Изоляция, карантин и заключение в национальных границах как никогда акцентировали существующую взаимозависимость и взаимное влияние социально-политических иерархий на различные области искусства и культуры. Международное финансирование и другие виды поддержки практически не предлагаются на международном уровне. Встречи в Zoom — зачастую добровольные и неоплачиваемые — пришли на смену тщательно продуманным выставкам и оплачиваемому труду творческих работников и работников культуры. Поэтому я с нетерпением жду возможности принять участие в этом более сложном и, как я надеюсь, не одностороннем процессе общения.

И последнее, но от этого не менее важное: к сожалению, изменение формата форума стало для меня еще одной упущенной возможностью встретиться лично с Пабло Хельгера — одним из пионеров партиципаторного искусства. Я слежу за его работой с тех пор, как Джеймс Элкинс поделился своей книгой «Руководство по стилю современного искусства: Пабло Хельгера» с участниками Stone Summer Institute в Школе Художественного института в Чикаго (еще в 2007 году). Кстати, после завершения того международного дискурсивного проекта (2010 г.), включающем процесс, аналогичный этой переписке, Элкинс отредактировал и выпустил книгу «Искусство и глобализация». Он записывал наши дискуссии, а затем рассылал стенограммы другим коллегам, которые не присутствовали на семинарах, чтобы они могли оставить свои комментарии. Так что надеюсь, что по крайней мере благодаря этому проекту Пабло в конце концов станет моим новым другом по переписке.

Ваша,
Сюзана Милевска
3
4
/
Пабло Хельгера
Дорогой Дмитрий,
Благодарю тебя за замечательное ...
17 ноября
Бернадетт Линч
Дорогие друзья, В трех чудесных, содержательных письмах, ...
23 Nov
кураторский форум
EN
RU
/
О ПЕРЕПИСКЕ
Дискуссии симпозиума* проходят в формате обмена письмами между российскими и зарубежными исследователями, кураторами, педагогами и художниками. В личной переписке участники дискуссии размышляют на темы, предложенные кураторами симпозиума*, и говорят о том, что им кажется важным в настоящее сложное время.
ПЕРЕПИСКА
Властные отношения в культурных институциях ...
Участникам этой переписки было предложено поразмышлять над проблемами проектов участия. Такие проекты задумываются художниками, кураторами и педагогами с намерениями включить (приобщить) участников из внехудожественной среды в культурный процесс, но что эти проекты значат для участников и для самих инициаторов проектов?
Разделяя полномочия ...
Каролине Рито, Лоранс Рассел, Фелисити Аллен и Франсуаз Вержес был предложен формат переписки для обсуждения принципиально важного вопроса властных отношений в культурных институциях и того, какой след эти отношения оставляют в институциональных архивах.
Разделяя полномочия. Что не так с проектами участия?
Сюзана Милевска
ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЦСИ в Санкт-Петербурге при поддержке «Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга» в рамках 2-го Кураторского форума © Санкт-Петербург 2020
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Участникам этой переписки было предложено поразмышлять над проблемами проектов участия. Такие проекты задумываются художниками, кураторами и педагогами с намерениями включить (приобщить) участников из внехудожественной среды в культурный процесс, но что эти проекты значат для участников и для самих инициаторов проектов? Какие формы ответственности они возлагают на себя и на других? В своей переписке Дмитрий Виленский, Пабло Хельгера, Сюзана Милевска и Бернадетт Линч подошли к этим вопросам с разных сторон, но находясь (как и мы с вами) в похожей ситуации глобального политического кризиса, дистанцирования, «радикальной домашней жизни» и невозможности участия.
Разделяя полномочия.
Что не так с проектами участия?
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Каролине Рито, Лоранс Рассел, Фелисити Аллен и Франсуаз Вержес был предложен формат переписки для обсуждения принципиально важного вопроса властных отношений в культурных институциях и того, какой след эти отношения оставляют в институциональных архивах. В своих письмах авторки размышляют о возможности вовлеченного исследования, о потребности действовать изнутри самих институций, и о том, как включить практику заботы и принципы коллективного действия в институциональные процессы. Предлагая «ложную поэму», Фелисити Аллен спрашивает, могут ли сплетни стать феминистской стратегией, в то время как Франсуаз Вержес подчеркивает роль расового фактора в незащищенности культурных работниц. Переписка ставит под вопрос устройство институций и то, кем, для кого и как создаются их архивы. Чтобы ответить, авторки, помимо прочего, обращаются к феминистской педагогике и предлагают переосмыслить то, что в культуре и обществе считается естественными и самоочевидным.
Властные отношения в культурных институциях и то, чего не найти в их архивах
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.