кураторский форум
ПРОГРАММА
Программа симпозиума* предполагает различные способы подключения к теме образовательного разворота и производства знаний в культуре. Посетители симпозиума* — пользователи сайта, вы — можете погрузиться в чтение текстов шести исследователей образовательных практик в культуре и искусстве; послушать голосовые сообщения от Франсуаз Вержес, Норы Штернфелд, Пабло Хельгера и Лоранс Рассел и «подсмотреть» переписку между Каролиной Рито, Лоранс Рассел, Фелисити Аллен и Франуаз Вержес и другую, — между Дмитрием Виленским, Пабло Хельгера, Сюзаной Милевской и Бернадетт Линч. Все что вы услышите можно будет прокомментировать или обсудить на онлайн встречах с авторами сообщений и кураторами симпозиума*.
Участники симпозиума*
EN
RU
/
кураторский форум
ПРОГРАММА
Программа симпозиума* предполагает различные способы подключения к теме образовательного разворота и производства знаний в культуре. Посетители симпозиума* — пользователи сайта, вы — можете погрузиться в чтение текстов шести исследователей образовательных практик в культуре и искусстве; послушать голосовые сообщения от Франсуаз Вержес, Норы Штернфелд, Пабло Хельгера и Лоранс Рассел и «подсмотреть» переписку между Каролиной Рито, Лоранс Рассел, Фелисити Аллен и Франуаз Вержес и другую, — между Дмитрием Виленским, Пабло Хельгера, Сюзаной Милевской и Бернадетт Линч. Все что вы услышите можно будет прокомментировать или обсудить на онлайн встречах с авторами сообщений и кураторами симпозиума*.
Участники симпозиума*
EN
RU
/
ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЦСИ в Санкт-Петербурге при поддержке «Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга» в рамках 2-го Кураторского форума © Санкт-Петербург 2020
Фелисити Аллен
Художница Фелисити Аллен имеет 40-летний опыт студийной, социальной и институциональной практики, на основе которой она разработала концепцию Disoeuvre, в отличие от более широко признанного понимания творчества, основанного на привилегиях и исключительности. Образование как методология является неотъемлемой частью ее работы.
Аллен опубликовала ряд статей, в основном касающихся галерейного образования, в том числе (совсем недавно) «Стирание, трансформация и политика педагогики» и «Пересмотрение, переконтекстуализация положения галерейного образования», а также составил книгу «Документы современного искусства. Образование» (Whitechapel / MIT, 2011).
Она является доверенным лицом Third Text и членом группы Write Read Write и была одним из основательниц (1978) того, что стало Библиотекой Искусства Женщин (ныне динамичный архив, курируемый Алтеей Гринэн); директор-основательница (1991 г.) Engage (Национальной ассоциации галерейного образования) и редактор- основательница печатного журнала Engage; и бывшая руководительница отдела интерпретации и образования (2003−10) в Тейт.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Франсуаз Вержес
Выросла на острове Реюньон, а затем переехала в Алжир, прежде, чем поселиться в Париже в середине 1970-х годов, где она посвятила себя анти-расистскому и феминистскому активизму. В 1983 году она переехала в США, где работала уборщицей, прежде чем в 1987 получить двойную степень с отличием в Государственном университете Сан-Диего. Поступив в университет Беркли, она получила докторскую степень по политической теории в 1995 году. Ее диссертация «Монстры и революционеры. Колониальный семейный роман и метисаж», издается Duke University Press. Она преподавала в Университете Сассекса, Голдсмитс Колледже и была приглашенным профессором в университетах Северной Америки. В 2014 году она создала кафедру «Глобальный Юг» в Maison des Sciences de l'Homme в Париже, которой она занималась до 2018 года. С 2009 по 2012 год она была президентом Комитета по памяти и истории рабства. Вержес опубликовала книги и статьи о памяти рабства, Франце Фаноне, Эме Сезере, колониальности, музеях, процессах креолизации и деколониальном феминизме.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Дмитрий Виленский
родился в Ленинграде в 1964 году — художник и педагог, защитник искусства и культуры, не имеющий художественного образования. Он провоцирует различные ситуации и вступает в отношения. Никто не знает, чем он занимается сейчас: возможно, он редактирует новый выпуск газеты «Что Делать», или же, возможно, администрирует Фонд Взаимопомощи «Что Делать», а может монтирует новый фильм, и консультирует участников Школы Вовлеченного искусства, или делает
декорации для новой пьесы. Его можно увидеть на ассамблеи Дома культуры Розы, где он редактирует презентацию для очередной конференции … Скорее всего, он делает всё это и десятки других дел одновременно, в окружении различных товарищей в своем родном городе Санкт-Петербурге, в зуме и во множестве других мест по всему миру.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Дора Гарсиа
Художница. Живет и работает в Барселоне и Осло. В настоящее время она преподает в Национальной академии искусств Осло (Норвегия) и в государственном центре современного искусства «Ле Фреснуа» (Франция). Гарсиа представляла Испанию на Венецианской биеннале в 2011 году и повторно участвовала в биеннале в 2013 году. Она принимала участие в documenta (13) и других крупнейших международных выставких, таких как Münster Sculpture Projects в 2007 году, Сиднейская биеннале 2008 года и биеннале Сан-Паулу 2010 года. Ее работы во многом перформативны и касаются вопросов коллективных и индивидуализированных позиций в современном обществе, исследуют политический потенциал маргинального и отдают дань уважения эксцентрикам и антигероям, которые часто становятся центральными персонажами ее кино-проектов, таких как «Девиантное большинство» (2010), «Общество Джойса» (2013) и «Во торой раз» (2018).
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Александр Иванов
Александр Иванов — работник культуры, педагог, куратор художественных, образовательных и комьюнити проектов. С 2017 — руководитель арт-студии петербургской общественной организации «Перспективы» при ПНИ№ 3 в г. Петергоф. Сфера общих профессиональных интересов — критическая и институциональная педагогика, образовательный поворот в искусстве, эстетика инклюзии, disability studies. Текущие кураторские практики сосредоточены на исследовании современной российской «инклюзивности» как территории столкновения различных интересов, способствующих (или сопротивляющихся) возникновению новых форм эстетики и социальных отношений внутри мира искусства и за его пределами. Сотрудничал с рядом российских и международных организаций, таких как Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, Музей современного искусства «Гараж», Северо-Западный филиал ГЦСИ, CEC ArtsLink, Галерея современного искусства Ў в Минске и другими. Cо-редактор (совместно с Жоаной Монбарон, Мариной Гржинич и Анетой Стойнич) сборника «Tracings out of thin air: establishing oppositional practices and collaborative communities in art and culture» (2018).
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Бернадетт Линч
Музейный профессионал, доктор философии с двадцатипятилетним опытом работы в высшем руководстве британских и канадских музеев. В прошлом заместитель директора Манчестерского музея в Университете Манчестера, она приобрела международную репутацию благодаря внедрению этической, инновационной практики соучастия. Линч является почетным научным сотрудником Лондонского Университетского колледжа (UCL), где ее текущие исследования связаны с властью, демократией, диалогом, дискуссиями, конфликтами, критикой коллекций и организационными изменениями в музее.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Сюзана Милевска
Искусствовед и теоретик визуальной культуры из Скопье, Северная Македония. Милевска имеет докторскую степень в Визуальных Культурах от Голдсмитс Колледжа, Лондон (2006), была Фулбрайт степендиатом (2004), а в 2012 получила премию им. Игоря Забеля в области культуры и теории (Igor Zabel Award for Culture and Theory). В 2013 Милевска была назначена первым профессором истории искусств Центральной и Юго-Восточной Европы в Академии изящных искусств Вены, где преподавала по 2015 год. Милевска инициировала множество кураторских и исследовательских проектов, среди которых — «Call the witness», исследующий художественные высказывания цыганских современных художников (в рамках 54й Венецианской биеннале, 2011). Интересы Милевской включают постколониальную и феминистскую критику режимов репрезентаций власти, а также стратегии деколонизации культурных наследий. Ее кураторские интересы сосредоточены на исследовательских проектах женщин-художниц, коллективных и партиципаторных художественных практиках и проектах с маргинализированными сообществами.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Мария Мкртычева
Куратор публичных и образовательных программ. С 2011 по 2017 год работала в образовательном отделе Фонда V-A-C, где занималась проектом Московская кураторская летняя школа; в 2018—2019 гг. курировала круглогодичную публичную программу для жителей города Выкса (в рамках фестиваля Арт-Овраг); соавтор программы Центра семейной истории в городе Тула. Прошла стажировку в роли Shadow Curator в отделе Public Engagement Центра современного искусства в Глазго. Сфера интересов: социальный поворот в современном искусстве и роль зрителя, производство и распределение знаний.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Лоранс Рассел
Работница культуры, которая выступает в роли куратора, педагога и организатора. Сейчас она живет в Брюсселе, где руководит erg (Высшей школой искусств и исследований графики). С 2008 по 2015 Рассел была директором Фонда Антони Тапиеса — музеем в Барселоне, учрежденным художником Антони Тапиесом в 1984 году с целью исследования модернистского и современного искусства. С 1997 по 2008 год Рассел была членом Constant — некоммерческой ассоциации и междисциплинарной арт- лабораторией, основанной в Брюсселе и исследующей искусство в его взаимосвязи с медиа и технологиями. В своей практике Рассел руководствуется феминистскими принципами и вдохновляется культурой копилефт (copyleft), движением за свободное программное обеспечение и тем, что она называет «институциональной психотерапией».
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Каролина Рито
Исследователь, куратор и профессор программы Исследований Творческой Практики в Исследовательском центре искусств, памяти и сообществ (CAMC) Университета Ковентри, а так же возглавляет исследовательскую группу Центра по критическим практикам. Рито является членом Исполнительного совета Форума высшего образования и культуры Мидлендс; научным сотрудником Института современной истории (IHC) университета Нова-де- Лиссабон; редактором-основателем The Contemporary Journal и председателем рабочей группы по совместным исследованиям при MHECF (The Midlands Higher Education & Culture Forum). С 2017 по 2019 год она возглавляла отдел Публичных Программ и Исследований в Nottingham Contemporary. Она получила докторскую степень в области кураторства в Голдсмитс Колледже, где преподавала с 2014 по 2016 год. Рито регулярно читает лекции и издается, так в 2020 вышла новая публикация под ее со- редактурой: Institution as Praxis — New Curatorial Directions for Collaborative Research (Sternberg, 2020).
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Пабло Хельгера
Пабло Хельгера (Мехико, 1971) живет и работает в Нью-Йорке. В своей художественной практике он работает с инсталляцией, скульптурой, фотографией, рисунком, социально вовлеченным искусством и перформансом. Работы Хельгеры затрагивают различные области: педагогику, социологию, театральные и литературные стратегии. Его проект «Школа панамериканских волнений», путешествующий исследовательский центр, пересек континент на машине от Анкориджа, Аляска до архипелага Огненная Земля, сделав 40 остановок между ними и проехав больше 32 000 километров. С 1991 года Хельгера работает в различных музеях современного искусства, в последнее время в качестве руководителя публичных программ в отделе образования Музея Гуггенхайма (1998−2005) и в качестве директора программ для взрослых и академических программ в Музее современного искусства MoMA (2007−2020) в Нью-Йорке. В 2010 году был назначен педагогическим куратором 8-й Биеннале Меркосур в Порту-Алегри, Бразилия, которая состоялась в 2011 г. В 2017 году в Мехико прошла ретроспектива его работ в La Colección Jumex под названием Dramatis Personae. В 2020 году Хельгера качестве художника-куратора работает над выставкой в Музее RISD в рамках серии «Riding the Icebox», а также над серией перформативных лекций и мастер-классов как художественных работ, которые будут представлены в Мексике, Миннеаполисе, Буэнос-Айресе, Санкт-Петербурге и других городах.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Надежда Чернякевич
Теоретик и практик труда. Выпускница программы «Кураторские исследования» Факультета Свободных искусств и наук СПбГУ. В разные годы выступала с докладами, курировала и координировала образовательные проекты в художественных институциях, таких как музейно-выставочный центр РОСФОТО, Северо-Западный филиал ГЦСИ, Молодежный образовательный центр Государственного Эрмитажа, ЦСИ Винзавод, Школа Родченко онлайн и Факультет современного искусства в онлайн-школе «Среда обучения». Сфера профессиональных интересов — феминистское письмо, эмансипирующий потенциал образовательных практик, юмор как форма сопротивления, политическая магия, запутанность. Тексты публиковались на платформе syg. ma и aroundart.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Нора Штернфелд
Педагог, куратор, профессор педагогики в искусстве в Гамбургском университете искусств HFBK. С 2018 по 2020 год Штернфелд была documenta профессором в Kunsthochschule Kassel. С 2012 по 2018 год она была профессором программы кураторства и медиации в Университете Аалто в Хельсинки. Также Штернфелд является со-директором магистерской программы по теории и практике выставочной деятельности — ecm в Венском университете прикладных искусств, входит в состав команды schnittpunkt. ausstellungstheorie & praxis (не-институциональной платформы, исследующей выставочную теорию и практику), является со-учредителем и участником trafo. K, Office for Education, Art and Critical Knowledge Production (Вена), а с 2011 года участницей freethought — Платформы для исследований, образования и практики (Лондон). Как участница freethought, Штернфелд была одним из художественных руководителей Бергенской Ассамблеи 2016 года. В 2020 она является приглашенным исследователем в bak —basis voor actuele kunst (Утрехт). Штернфелд регулярно публикует статьи о современном искусстве, теории образования, выставках, политике и анти-расизме.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Мария Сарычева
Мария Сарычева (род. г. Уфа, живет и работает в г. Москва), кураторка образовательных и выставочных программ, а также координатор программ, доступных для людей с разными формами инвалидности, в Третьяковской галерее. С 2015 года она также со-редактор независимого онлайн-журнала aroundart.org, посвященному современному искусству в разных городах России. В 2014—2016 годах она возглавляла отдел инклюзивных программ в Музее современного искусства «Гараж», где инициировала ряд программ, доступных для людей с разными формами инвалидности. Помимо индивидуальной кураторской практики («Дорога от метро», 2015; «Примерное время ожидания», 2019), она также ищет формы коллективной и партиципаторной практики («Единомышленники», 2016; «Эскапизм. Тренинговая программа» совместно с Анной Ремешевой, 2018; «Каскад», направление Deaf Teens совместно с Владом Колесниковым, 2019−2020; «Истории, которых не было» совместно с Аленой Левиной, 2019−2020). Ее основной исследовательский интерес блуждает где-то между вопросами труда и заботы, общественного пространства, прав людей с инвалидностью, а также квир и феминистких стратегий. Помимо ее институциональной роли, где она ответственна за устойчивое развитие инклюзивных и доступных программ, она также занимается долгосрочными кураторскими практиками («Лига нежных» совместно с Еленой Ищенко, с 2018 по настоящее время; «F99: неуточненные расстройства», с 2019 по настоящее время).
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.