Несомненно,
паразиты заняты во всех областях: это экономисты-марксисты, скрывающиеся в школах управленцев, педагоги-анархисты, засевшие в государственной общеобразовательной системе, группы противников психиатрии в официальной системе общественного здравоохранения, антиколониалисты в дипломатическом корпусе. [5] И если бы конвенция
паразитов когда-либо была возможна, если бы мы действительно решили объединиться в политическую силу, нам пришлось бы проделать определенную работу, чтобы найти их, понять их особенности и историю происхождения, и выйдя за рамки своих профессиональных взглядов и мнений, актуализировать позиции и убеждения, на основании которых они претендуют на инаковость от своих хозяев.
Генеалогии
паразитов, с которыми я работаю, — среди них сотрудники галерей, художники и представители общественных групп, ориентированных на социальную справедливость, — множественны. С одной стороны, как показывает педагог и исследователь Кармен Мёрш в своем историческом анализе педагогических программ британских культурных институций, всегда существовало то, что она описывает как «диспозитивность» тех, кто работает над образовательными проектами и проектами социальных изменений в галереях, когда тенденции к социальным трансформациям оказываются в одном ряду с гегемонистскими колониальными и империалистическими интересами. Галерея Уайтчепел, например, объединяла интересы хорошо разбирающегося в искусстве благотворителя и каноника, работающего с малоимущими в лондонском Ист-Энде, проводя выставки произведений искусства, санкционированных элитой, параллельно поддерживая проекты местных антифашистов и открывая свое пространство для использования малоимущими из лондонского Ист-Энда по воскресеньям. Подобным образом, зоопарк в лондонском Риджентс-парке был спроектирован с учетом
паразитов среди своих посетителей, поскольку животных в нем можно наблюдать через прутья решетки, которые отделяют высокую культуру (тех, кто мог позволить себе взаимодействовать с зебрами и жирафами) от низкой (тех, кто не мог). [6] Рассматриваемая таким образом, фигура
паразита существует как основополагающий институциональный персонаж в рамках высокой западноевропейской культуры еще с XIX века [7]
Недавняя история
паразитов в Великобритании восходит к социальным движениям 70-80-х годов и проектам политически-ангажированных художников и художников, работавших с сообществами (community-based artists) в то время. Когда в своих интерпретациях, доминирующий культурный нарратив относит движение комьюнити-арт к истории наивного искусства или внушает, что художники этого направления были «встроены» в гегемонистскую культуру, он часто перекрывает доступ к пониманию устремлений, действий и усилий проекта комьюнити-арт в том виде, в котором он существовал в прошлом и продолжает существовать сегодня. Изобилие новых терминов, введенных для описания подобного типа работ, таких как социальная практика (Social Practice), диалогическое искусство (Dialogical Art) и т. д. — каждый из которых пытается отойти от инструментализированного термина «сообщество» — часто размывает отношение к основам этого исторического проекта и ограничивает возможности к последовательному критическому прочтению проектов образования в культуре и демократии в настоящем.
Эти художники, а также другие культурные работники (как и их коллеги в других областях) были культурным рычагом антиколониальных, антирасистских, феминистских и рабочих движений 60-х и 70-х годов. Своей деятельностью они хотели внести изменения в самое сердце рабочего процесса и добиться перераспределения финансирования сферы высокой культуры в пользу местных сообществ и сообществ меньшинств. В то время как одни хотели оставаться независимыми, другие считали, что трансформация институциональной работы может иметь жизненно важное значение для изменения других социальных позиций. Говоря об образовании в галереях современного искусства, художница и педагог Фелисити Аллен подчеркивала важность роли феминистских, студенческих и комьюнити-арт движений в формировании
паразитической позиции преимущественно для женщин-художниц в галереях Великобритании. [8]
Образовательные практики в галереях — относительно незамеченные в 70-х и 80-х — рассматривались через призму антитезы нарциссическому, индивидуализированному пространству художественных учебных заведений, авторитарной модели государственного образования или иерархизированным отношениям между художниками и кураторами, выходящими на первый план в процессе создания выставок. Педагогические и, в некоторых случаях, кураторские позиции в галереях предоставляли возможность экспериментировать с художественными процессами, с социальными и политическими проектами, которые разрабатывались вместе с сообществами, а также провоцировать и менять культурные учреждения и принципы финансирования сферы культуры. [9] Аллен описывает, как ключевые игроки из феминистских и комьюнити-арт движений участвовали в формировании принципов Совета по искусствам (Arts Council), в которых подчеркивалась значимость художественного образования и вовлечения общественности. В дополнение к расширению программы финансирования Совета, которая стала включать небольшие политически-ангажированные организации, крупные уже существующие учреждения культуры (такие как Тейт) были преобразованы так, чтобы наделить образование и роль сообществ большей значимостью. В то время как некоторые характеризуют такие усилия как неуместное желание «перемен изнутри», на самом деле их стоит понимать как стремление к изменениям и внутри, и за пределами институций. При вовлечении в социальные проекты за пределами галереи, сообщества равно как и сотрудники галерей, рефлексировали и действовали на основании обнаруженных противоречий. Те же, кто был вовлечен в галерейную работу, не считали себя отдельными акторами, действующими изнутри арт мира, но скорее участниками «внешних» социальных движений, с которыми они были тесно связаны.
В своем этнографическом отчете о движениях комьюнити-арт в Великобритании художник и писатель Оуэн Келли описывает проблему, которую творческие деятели этого движения обозначили Совету по искусствам, требуя, чтобы финансирование выделялось не только институциям, но и практикам, вовлекающим сообщества и интегрированным в локальные социальные противостояния. Художница Лорейн Лисон, в то время входившая в состав The Art Of Change — общественно-ориентированную организацию визуальных искусств, аналогичным образом описывает изменения в модели финансирования, произошедшие в результате борьбы, которую вели комьюнити-арт художники совместно со своими единомышленниками по общественному движению, не принадлежащие арт среде. Лисон описала период, когда муниципалитеты, профсоюзы и даже Совет непосредственно финансировали совместную работу художников и представителей общественных движений в рамках их борьбы против закрытия больниц, джентрификации и сноса жилья. Кроме того, она также описывает отношение художников и членов сообществ к галереям как к точкам вовлечения аудитории среднего класса в информационные кампании, посвященные локальным проблемам. [10]
Манифест выставки «Искусство для кого?» (
Art for whom?), проходившей в 1978 году в галерее Серпентайн (где я работала с 2008 по 2014 год), говорит о том, насколько эти движения повлияли — хотя бы временно — на сферу современного искусства; он призывал художественные институции стать путевыми станциями для художников и активистов, работающих над местными кампаниями, — стать теми пространствами, откуда можно было бы подтолкнуть средний класс к поддержке объединенной борьбы работающих и неработающих малоимущих. The Art Of Change, например, использовали свое участие в этой выставке как возможность укрепить солидарность в рамках кампании против закрытия больницы Бетнал Грин, в которую они были включены как финансируемые комьюнити-арт художники. Больница Бетнал Грин в Лондоне была общественной больницей, которую местные жители ценили за ее доступность. После того, как волна санкционированных лейбористским правительством сокращений финансирования здравоохранения привела к ее возможному закрытию, персонал занял здание больницы и запустил кампанию против этого решения. Несмотря на то, что тогда эта выставка не ознаменовала устойчивого сдвига в галерейной выставочной деятельности, тот факт, что проект, сделавший столь серьезное заявление о пользе галерей для общественных движений мог иметь место, уже сегодня в том же самом учреждении кажется совершенно немыслимым.
Однако, Келли также описывает, как, несмотря на их многочисленные достижения, получение этими движениями финансирования, воспринималось как знак их постепенной интеграции в институциональные структуры с присущей им вертикальной подотчетностью, что требовало пересмотра художественных практик, в отношении новых категорий искусства, но не социальных действий. Партиципаторное искусство (Participatory art), социальная практика как искусство (Social practice art), диалогическое искусство (Dialogical art), а также потребность в таком разнообразии определений сегодня вытекают из призыва к переориентации социально интегрированных критических культурных практик (комьюнити-арт) вокруг категорий художественного творчества, фиксации на неуловимом термине «качество» и/или категоризации растущего рынка искусства. Особо отметим, что Келли объяснил это буксование критических проектов неспособностью движения теоретизировать свою позицию по отношению к государству и другим формам организованной власти. Делая такие замечания, Келли не подразумевал, что комьюнити-арт художникам следовало получить образование в области постструктуралистской теории (хотя многие на данный момент его имеют), скорее он предупреждал, что неспособность теоретизировать контр-гегемонистскую позицию, которую занимали многие из этих художников — с точки зрения того, чему они посвящали свою деятельность и за что несли ответственность — не позволяла им эффективно бороться или найти для себя адекватные критические позиции и забрать власть у доминирующих институций. Таким образом, несмотря на то, что многие художники были по-прежнему вовлечены в трансформационные социальные изменения, разделение между теми, кто был ориентирован на индивидуальное с одной стороны и коллективное, с их социальными движениями и единомышленниками в сообществах с другой, реанимировало колониальные и героические тенденции, против которых активно работали проекты культурной демократии. Это разделение было особенно проблематичным, когда стало внедряться государственно-частное партнерство в сфере культуры. Впрочем, в то время, как вся сфера культурной деятельности и ее финансирование расширялись в ответ на распространение культурных проектов, связанных с социальной справедливостью, приватизация государственных услуг и политика «народного капитализма» премьер-министра Маргарет Тэтчер также шли полным ходом. Для культурного сектора это началось с массового стимулирования привлечения частного капитала. Как отмечает искусствовед Питер Аспден, в 1982 году министр по делам искусств Лорд Гоури призвал к полному отказу от «субсидиарного менталитета» среди учреждений искусства, подталкивая их «стремиться к увеличению кассовых сборов, стремиться к большему покровительству, стремиться к большему бизнес-спонсорству». К концу 1980-х годов этот шаг в сторону приватизации был сопряжен с желанием сделать институции более доступными. В разгар этой противоречивой политики, когда художники и организации должны были придерживаться более строгих принципов скромного культурного финансирования, рыночных интересов и риторики доступности, художественный отказ от ясности во имя открытости и права на двусмысленность оставил их плохо подготовленными к началу неолиберального правления. [11]
Эти два параллельных направления — двусмысленно определенная приверженность социальному в искусстве и движение к государственно-частной модели финансирования, «ориентированное» на б
ольшую доступность, — были перенесены в нынешнее культурное поле Великобритании. Они регулярно подтверждаются в ключевых показателях эффективности Совета по искусствам Англии, которые требуют от получателей государственного финансирования увеличения вовлеченности сообществ (обычно эвфемизм для людей с низким доходом) и в то же время, парадоксально, принятия обязательств по поддержанию высокого уровня вовлеченности обеспеченных людей.
Поскольку в Великобритании государство обеспечивает половину или более основного финансирования многих культурных учреждений, эти конкурирующие идеологии очень важны для повседневных культурных практик. Идея того, что сообщества со своими соратниками-художниками захватывают мир искусства под видом «образовательных» или «общественных» проектов далека от истины, так как такие проекты, несмотря на то, что с момента возникновения неолиберализма их становится все больше и они становятся все заметнее, все еще проигрывают в степени признания и уровне финансирования своим оппонентам — сторонникам привлечения частных спонсоров — которые получают все больше и больше офисных и выставочных площадей, бюджета и должностей в Советах попечителей. Те, кто присоединяется к движениям за социальную справедливость, шизофренически
паразитируют на сферах корпоративной и культурной элиты, одновременно сотрудничая с сообществами рабочих. Столкнувшиеся с этим набором противоречий, подтвержденными выводами Келли в том числе, современные культурные работники, оказывается, обладают разной степенью грамотности в отношении сложных социальных ситуаций, в которых они действуют. Термины «социальные практики» и «социально вовлеченное искусство» используются для описания целого ряда проектов, охватывающих и те, что укрепляют культуру художественного эго и иерархизированной социальной сегрегации, и другие, которые явно работают в сфере социальной справедливости и функционирования сообществ. И, как и следовало ожидать, те «социальные» арт-проекты, которые перенимают лексику и логику рыночных отношений, занимают более выигрышные позиции. В результате, в том многообразии курсов по социальным практикам (Social Practice) мало кто открыто посвящает себя теориям, практикам и историям социальной справедливости, и еще меньше тех, кто обучает художников участвовать в рефлексивной коллективной работе, сознательно соотносить свою практику с конкретными социальными конфликтами или развивать навыки анализа и критического воздействия на точки социального противоречия. Этот факт не означает, что все работники культуры и, в частности, многие из тех, кто занимается образованием и социальной справедливостью, просто «встроены в систему». Это скорее указывает на область борьбы, в которой мы на данный момент проигрываем.