Учиться — означает накапливать знания, навыки и умения. Чаще всего этот процесс обусловлен институциональными рамками формального образования. Разучиваться (в деколониальной и постколониальной теориях) означает обратный процесс — распознавание закрепленных форм знаний и навыков и активное критическое исследование нормативных структур и неосознанного мышления с целью избавления от само собой разумеющихся «истин» в теории и практике. Практика разучивания помогает обнаружить невидимые истории, деконструировать доминирующие парадигмы и осознать альтернативные нарративы прошлого и будущего.
Некоторые организации* пытаются применить практику разучивания в качестве институциональной методологии. Они ставят под сомнение тревогу и стресс, вызванные постоянной «занятостью» в процессе воплощения проектов в конкурентных и иерархических условиях, которые неразрывно связаны с управлением культурной институции. Эта занятость вызывает привычную недооценку того, что остается невидимым — так называемого репродуктивного труда, связанного с заботой о пространстве и людях. Процессы разучивания в институциях ставят под вопрос социальное разделение между производством и воспроизводством знаний, и открывают потенциал для трансформаций, ведущих к культуре общего (culture of the commons).
* например, институт Casco в Утрехте
В глоссарии собраны термины, часто использующиеся в текстах и речи художников, кураторов, педагогов и других работников культуры в отношении образовательных теорий и практик. Глоссарий – это попытка кураторов симпозиума* прояснить, расширить и проблематизировать использование некоторых терминов в русском языке и в российском контексте.