Участие в образовательном, художественном и институциональном дискурсах относится к проектам и программам, опирающимся на взаимодействие с людьми из внехудожественной среды. На практике такого рода взаимодействие интерпретируется свободно, и проектами участия могут называться: подготовленные инструкции художника, интерактивный перформанс, творческий мастер-класс, создание платформы для свободного высказывания публики, совместная разработка содержания проекта, исследовательские интервью и т. д. Подобные проекты можно условно разделить на два вида: практики участия и практики соучастия. Разница между ними заключается в распределении ответственности в процессе работы над проектом и степени вовлеченности в него. В проектах участия, участники вносят свой вклад на стадии осуществления проекта, не принимая на себя ответственности за его контроль, развитие и результат. В проектах соучастия, инициаторы и соучастники разделяют чувство сопричастности, и личной ответственности. Они совместно разрабатывают идеи, принимают решения и представляют проект.
В обоих случаях существенное значение имеют прозрачность намерений, осознание и прояснение целей и повестки, распределение средств, а также уточнение вопросов авторства.
В глоссарии собраны термины, часто использующиеся в текстах и речи художников, кураторов, педагогов и других работников культуры в отношении образовательных теорий и практик. Глоссарий – это попытка кураторов симпозиума* прояснить, расширить и проблематизировать использование некоторых терминов в русском языке и в российском контексте.