Скрытый учебный план — это концепция, которая описывает процессы формирования непреднамеренных и неакадемических знаний, происходящие в рамках обучения и повседневной жизни в образовательных учреждениях.
Критические педагоги анализируют эффекты скрытого учебного плана, иллюстрирующие воспроизводство доминирующих социальных структур в школах. Воспроизводство осуществляется посредством передачи «данностей», которые редко или никогда не деконструируются и поэтому кажутся объективными и нейтральными. Например, скрытый учебный план валидности — это стирание инвалидных-идентичностей из учебной программы через выделение идентичностей валидных. Это приводит к ложному допущению, что весь человеческий опыт несомненно и автоматически касается валидных людей.
Образовательные учреждения — это не исключительное пространство, в котором присутствует скрытый учебный план: его механизмы работают в любом месте социальных контактов, в том числе и в пространстве музея. Учитывая то, что музеи как институции были созданы для того, чтобы «цивилизовать» не только рабочий класс, но и колонизированных субъектов, важно осознать, каков скрытый учебный план инклюзивной политики современных музеев.
В глоссарии собраны термины, часто использующиеся в текстах и речи художников, кураторов, педагогов и других работников культуры в отношении образовательных теорий и практик. Глоссарий – это попытка кураторов симпозиума* прояснить, расширить и проблематизировать использование некоторых терминов в русском языке и в российском контексте.