Галерейное образование — термин, закрепившийся в англоязычном дискурсе для обозначения образовательных практик в выставочных пространствах, как правило, не имеющих ни коллекции, ни постоянной экспозиции. Поскольку в Великобритании, где термин получил наибольшее распространение, «галереей» принято называть любое выставочное пространство, в том числе и музейное, нередко к «галерейному образованию» относят педагогическую деятельность, осуществляемую в самых разных местах и контекстах: музеях, выставочных залах и биеннале.
С одной стороны, на развитие этой практики оказали влияние художественные стратегии коммьюнити-арт и социально-вовлеченного искусства с их принципами соучастия и совместного производства знаний, что позволило галерейному образованию выйти за рамки традиционного дидактического подхода к просвещению в музее. А с другой, — важнейшую роль в формировании методов работы педагогов в галереях сыграли теории критической педагогики и освободительные, в частности женские и антиколониальные, движения 1960х—1970х гг., что, в отдельных случаях, позволило говорить о галерейном образовании как о социальной или активистской практике. С момента своего возникновения в 1970-е гг и по сей день галерейное образование остается, по преимуществу, низкооплачиваемым «женским делом», занимающим маргинальное место внутри иерархизированной системы искусства и его институтов, что, в свою очередь, подчеркивает прекарность и неравенство условий труда в профессиональной художественной среде. Вместе с тем, именно женщинами-педагогами и художницами были разработаны новаторские образовательные программы, которые сегодня широко распространены в традиционных музеях и, помимо прочего, способствовали развитию идей арт-медиации.
В России термин «галерейное образование», если и употребляется, то, как правило, синонимично образовательным практикам в музее. Тем не менее, его принципиальным отличием остается то, что для галерейных педагогов ключевой задачей является взаимодействие с публикой, не включенной в художественную среду, — теми, кого не видят и не слышат консервативные институции. Цель этой практики не в привлечении новой аудитории в институцию, а в осуществлении социальных изменений посредством искусства и образования.
В глоссарии собраны термины, часто использующиеся в текстах и речи художников, кураторов, педагогов и других работников культуры в отношении образовательных теорий и практик. Глоссарий – это попытка кураторов симпозиума* прояснить, расширить и проблематизировать использование некоторых терминов в русском языке и в российском контексте.