Термин «образовательный поворот» получил известность благодаря статье Ирит Рогофф «Turning» (2008), в которой авторка описала тенденцию обращения художественных и кураторских практиках 2000-х годов к образовательными парадигмам и проблематикам. Проекты, ассоциируемые с, так называемым, «образовательным поворотом в кураторстве», критиковали процессы коммодификации и неолиберализации образования с позиций современного искусства и вместе с тем стремились переосмыслить место образовательных практик в музеях и других культурных институциях. Как следствие, многие проекты, основанные на «образовательном повороте», носили дискурсивный характер и представляли собой временные школы, симпозиумы, семинары и серии лекций. С этой точки зрения «образовательный поворот» имело большое значение в современном общественном дискурсе.
Но, несмотря на размышления о педагогике и образовании, предпринятые кураторами и художниками в рамках «образовательного поворота», существующая практика работников образовательных отделов была проигнорирована. Действительно, многие профессионалы в области образования заметили, что в корпусе знаний, созданном в рамках «образовательного поворота», профессиональная сфера галерейного образования не была учтена как независимая практика со своей собственной историей и противоречивыми дискурсами, а вместо этого рассматривалась — если вообще рассматривалась — случайным образом. Кроме того, создавалось впечатление, что художественные и кураторские практики были единственными практиками с трансформирующим институциональным потенциалом. Эта критика кураторов и художников, игнорирующих образовательную профессиональную область, привела к появлению неравнодушных работников образования, которые трудятся над альтернативными интерпретациями места и роли образования в культурных институциях, а также анализируют несбалансированные институциональные властные отношения между кураторами и работниками образования.
В глоссарии собраны термины, часто использующиеся в текстах и речи художников, кураторов, педагогов и других работников культуры в отношении образовательных теорий и практик. Глоссарий – это попытка кураторов симпозиума* прояснить, расширить и проблематизировать использование некоторых терминов в русском языке и в российском контексте.