КУРАТОРЫ
Образовательный разворот.
Кто еще производит знания в культуре?
В последние десятилетия к вопросам образования все чаще стали обращаться не только художники, но и кураторы. Проекты, ассоциируемые с так называемым «образовательным поворотом в кураторстве», критиковали процессы коммодификации и стандартизации образования, происходившие вследствие неолиберальных образовательных реформ и вместе с тем поднимали вопрос о месте и задаче образовательных практик в музеях и других выставочных институциях. В то же время труд работников образования, их опыт взаимодействия с внеинституциональными сообществами и критический подход, часто основанный на теориях радикальной педагогики, или не были включены в «поворотный» дискурс, или функционировали в нем на тематическом уровне художественных и кураторских высказываний. На практике задачей работников образовательных отделов по-прежнему является «обслуживание» выставочных проектов, в которых они полностью зависят от представлений кураторов относительно производства смыслов, работы с контекстом и способов обращаться к публике. Так, потенциал «образовательного поворота» к институциональным и социальным изменениям, заявляемый на словах, но редко осуществляемый на практике, не был реализован в полной мере.

Симпозиум* II Кураторского Форума «Образовательный разворот. Кто еще производит знания в культуре?» заново обращается к проблемам, поднятым «образовательным поворотом» с тем, чтобы отвечая на вызовы сегодняшнего дня, рассмотреть взаимосвязи между кураторством и образованием в их неразрывных, но неравных отношениях.

Симпозиум* — это исследовательский проект, который использует веб-платформу как инструмент медиации, контекстуализации и как пространство для критического высказывания.

(*) напоминает о непостоянстве смыслов и границах понимания, о которых мы не привыкли задумываться. (*) расширяет пределы слова, открывая его для потенциальных толкований, новых контекстов и примечаний. Таким образом, мы предлагаем не просто перевод традиционного формата публичных собраний — симпозиума — в его онлайн-альтернативу, а скорее коллективное высказывание иной темпоральности, обретающее форму и значение по ходу его разворачивания.

По отношению к Кураторскому Форуму симпозиум* становится его пара-частью, находясь как внутри общей структуры дискурсивного события, так и вне его. Приставка пара- (παρά - греч.) буквально означает «возле», «вне» и в образовательном дискурсе ее концептуализировали такие исследователи как Джанна Грехэм [1] или Нора Штернфелд [2]. В то время как (*) расширяет границы значения, пара-позиция позволяет занять эти новые смысловые пространства, открывая симпозиуму* возможность быть исследовательским проектом, онлайн-архивом и местом встречи, невозможным в разделяемых географических координатах в настоящее время.

Мы спрашиваем, может ли «пара» быть объединяющим пространством или разделяемой позицией, в которой и работники образования, и кураторы, и художники, и все прочие деятели культуры работают вместе, руководствуясь принципами равноправия и солидарности?
Яна Кличук
Алина Белишкина
Жоана Монбарон
руководит программой образования и медиации международной биеннале Manifesta с 2015 года. В своей профессиональной деятельности Яна совмещает исследовательские и кураторские практики с опытом медиации, отстаивает принципы равноправия и баланса сил в процессах коллективного производства знания, а также взаимоуважения и здравого смысла в социально-вовлеченных проектах.
педагог, куратор и художница. Училась на программе кураторских исследований (CuMMA) университета Аалто, Хельсинки. С 2011 преподает теорию и практики современного искусства в различных образовательных институциях Санкт-Петербурга и Москвы. Куратор и участница международных и российских выставок и программ (Исследовательский павильон 57-й Венецианской биеннале, BBX crit sessions, documenta studies, Кассель и проч.). Была приглашенным лектором в Центре фотографии им. братьев Люмьер, Культурном центре ЗИЛ, Школе Родченко и др. Ее текущие исследовательские интересы включают проблемы аффективности кураторских жестов, а также вопрос документации как художественной практики.
координатор отдела образования биеннале Манифеста 13 в Марселе, разработала общий подход к образованию и интерпретации первой Рижской биеннале современного искусства. В своих проектах и исследованиях Жоана Монбарон придерживается критического подхода при рассмотрении структуры институций культуры и того, как они формируют производство легитимных знаний. Статьи Жоаны были опубликованы в журналах как n.paradoxa international feminist art journal, Synnyt/Origins и L'Observatoire des politiques culturelles. Она также является со-редактором, вместе с Мариной Гжинич, Александром Ивановым и Анетой Стойнич, книги «Tracings out of thin air: establishing oppositional practices and collaborative communities in art and culture» (2018)
1. Например в эссе, «Паразиты, подобные нам: Что представляет собой тенденция к паразитизму?», которое вы найдете в разделе «чтение» симпозиума*

2. Подробнее о термине вы узнаете в сообщении «Музей принадлежит всем» в голосовых сообщениях симпозиума*
кураторский форум
EN
RU
/
Над сайтом работали:
Веб-разработка,дизайн
Андрей Носов

Ассистентка проекта
Наталья Щипакина

Редактура, дизайн
Алина Белишкина

Тексты (если не указано иначе)
Алина Белишкина
Яна Кличук
Жоана Монбарон
Переводы:
Дмитрий Безуглов
Екатерина Курова
Мария Максимова
Анна Матвеева
Лена Сон
Оксана Якименко
Александра Ярославцева

Запись и монтаж голосовых сообщений:
Виталий Коваленко
ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГЦСИ в Санкт-Петербурге при поддержке «Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга» в рамках 2-го Кураторского форума © Санкт-Петербург 2020
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.